Постоянная ссылка: https://obzor174.ru/v-chelyabinskom-teatre-dramy-premera-vremya-zhenshchin
Спектакль:
Время женщин
Писательница Елена Чижова в 2009 году получила за свой роман «Русский букер». Она описала жизнь пяти женщин в одной коммуналке — таких вынужденных семей в послевоенном СССР было немало. Сегодня это — уходящая натура, и в Челябинском театре драмы постарались ее запечатлеть. Получилась хорошая мелодрама о жизни, в которой почти нет мужчин, но очень много любви.
«Время женщин» в инсценировке уже многократно ставили — спектакли идут в знаменитом «Современнике», питерском БДТ, Магнитогорском театре драмы. Московскую постановку, например, критики очень хвалили за подробное, ошеломляюще точное воссоздание атмосферы ленинградской коммуналки на рубеже пятидесятых–шестидесятых годов. Запах моркови и тертого лука на общей кухне, пар от кастрюль, старенький телевизор с линзой и прочие детали, звуки, ароматы — такая картинка непременно оживит память зрителя старшего возраста, который еще помнит, какой была страна накануне оттепели. Оживит и заставит поверить в машину времени.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/b37fad242025b6f48e3c372c26de38bc.jpg)
«Время женщин» — об эпохе перед хрущевской оттепелью
В челябинской Драме не стали тесно привязывать историю к быту. «Время женщин» — это, скорее, поэтический спектакль об идеальном мире, где ангелоподобные, сердечные бабушки спасают девочку-вундеркинда. Такая настоящая бабушка — очень нужный сегодня образ, потому что это поколение стремительно и безвозвратно уходит.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/3f8165755b3c726fd4215f0047cb3fd2.jpg)
Сюзанна не говорила до семи лет, но была окружена любовью сразу троих бабушек
В ленинградской коммуналке в конце пятидесятых годов живут три старушки: Евдокия, Ариадна и Гликерия. Они очень разные — Евдокия из простых людей, помнит царские времена и ненавидит большевиков; Ариадна — образованная утонченная дама с гимназическим прошлым; Гликерия — когда-то кокетливая смешливая девчонка из графского дома, потерявшая в революцию и любовь, и ребенка... Все пережили блокаду. К ним в отдельную комнату заселяют молодую девушку Антонину Беспалову, у которой недавно родился ребенок. Да, без мужа, ну и что такого? Война отшумела не так давно, мужиков нет по всей стране. А тут тебе с дитем — и комната, и помощь на заводе. Живи да радуйся, бабонька. Антонина и радуется — пока не выясняет, что маленькая Сюзанночка не говорит. Отдавать немого ребенка в садик — ужас и кошмар, поэтому соседки по коммуналке становятся для девочки тремя лучшими на свете бабушками. И все бы ничего, пока за Антониной не решает приударить коллега Николай. А там и выясняется, что женщина больна, а Сюзанночка рискует остаться сиротой в приюте. Ведь не докажешь людям из органов власти, что эти неродные бабушки — самые лучшие в мире, чьей любви может хватить на тысячу жизней.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/f99855a80f2fff4a15e5a787c61c0b20.jpg)
Антонину (слева) играет актриса Лариса Меженная
Постановщик спектакля Александр Зыков организовал чудесный актерский ансамбль. Марина Меримсон, Фаина Охотникова, Валентина Качурина, Татьяна Скорокосова, Марина Аничкова, Татьяна Каменева — эти актрисы давно знакомы челябинскому зрителю, это настоящие профессионалы. А на старшем актерском составе, как известно, держится любой театр. Так же как жизнь молодого поколения так или иначе опирается на чью-то зрелость и даже старость. И это совершенно нормальный порядок вещей — правда, мы, кажется, уже начали его забывать.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/d9ac34ccfbc9ffb18e0f6b244b1654e7.jpg)
Звездный актерский состав на сцене челябинской Драмы
Постановщик в прямом смысле наряжает бабушек в одной из сцен ангелами. А выросшая в успешную художницу Сюзанна покупает всю эту коммуналку, где прошло ее детство — чтобы хотя бы так, символически, души ее самых любимых людей наконец обрели покой. Там, куда уже не придут ни революция, ни большевики, ни НКВД, ни немецкие солдаты.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/feb25c6e0f737d320b6767d5c5e08c2c.jpg)
«Время женщин» получился очень поэтическим спектаклем
Татьяна Власова, сыгравшая Сюзанну, тоже удачно создала невесомый светлый образ. Она наблюдатель и рассказчик — почти незаметно перемещается в пространстве, всегда чуть на заднем плане событий, а в нужные моменты читает проникновенный текст от первого лица. Хорошо справилась с ролью Сюзанны — уже в детстве — маленькая актриса. Впрочем, о том, что дети и животные — лучшие актеры, и так всем известно.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/91f8ba9992409f2dba33b95e5b2d39ed.jpg)
В спектакле две Сюзанны — взрослая и маленькая
В спектакле «Время женщин» вообще очень много воздуха, свободы. Декораций мало, а главная из них — это символический макет старой ленинградской коммуналки в глубине сцены. Какими были эти коммуналки, наверное, помнят многие. Ни комфорта, ни ремонта — но, оказывается, теплые человеческие отношения могут создавать совершенно чудесную атмосферу в любом пространстве.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/0f302dc71b56454e22447cb75b9c0793.jpg)
На сцене — макет старой ленинградской коммуналки
Есть ли в этой стране и времени женщин хоть какое-то место мужчинам? Да, они есть — и оставшийся за кадром отец Сюзанны, и Николай-жених — мягкий и добрый, не очень уверенный в себе, но не способный на подлость. Есть и врач Соломон (великолепный в этой роли Борис Петров), полжизни влюбленный в когда-то красавицу Гликерию — он, в конце концов, и помогает и девочке, и Антонине, и бабушкам. Женский мир принимает мужчин, не отвергает их, просто такое время в такой стране.
![](https://obzor174.ru/sites/default/files/pubs/bbeb4b1ba39700b4e6232fba86b540d5.jpg)
Николай хочет взять Антонину в жены, но пугается ребенка-инвалида
А какое сейчас? Есть ли сегодня такие бабушки? Или это совсем уже уходящая натура? Есть ощущение, что все мы сейчас находимся в той точке переходного периода, когда семья вот-вот развалится как социальный институт. Когда душевность и искренность станут чем-то по-настоящему дефицитным даже в самых близких отношениях. Этому много причин, в том числе технический прогресс. Разумеется, идеального мира не было ни сейчас, ни тогда — не всем послевоенным девочкам повезло иметь таких бабушек. Но попытка создать эту маленькую страну-вселенную абсолютной любви — значит уже подарить веру в чудеса. И у Челябинского театра драмы это получилось.