Войти и купить билет

В Челябинске расскажут о детях, переживших блокаду Ленинграда

Южноуральская панорама 26 января 2024 - автор Людмила Ковалева

Постоянная ссылка: https://up74.ru/articles/kultura/154646/
Спектакль: Девочки с Васильевского острова
Артист: Дарья Догадова

В Челябинске расскажут о детях, переживших блокаду Ленинграда


Спектакль непростой. Практически документальная история о детях Великой Отечественной войны, о жителях блокадного Ленинграда.

900 дней блокады… Адские жернова войны перемалывали судьбы людей, рушили семьи, лишали самого дорогого, отбирали любимых. Кто-то не сдался, остался человеком. А кого-то голод, усталость, холод, лишения, нищета лишили человеческого облика.

В январе 2024 года мы вспоминаем памятную дату: прошло 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады и прекращения обстрелов противником.

Девочки_фото_Людмилы_Ковалевой_21687.jpg

Спектакль «Девочки с Васильевского острова» идет на малой сцене театра драмы, что создает особенную обстановку искреннего личного сопереживания героям. Актеры проживают жизнь своих персонажей непосредственно рядом со зрителем, перенося нас в ту жуткую эпоху блокады. Равнодушных в зале не остается. Каждый, тайком или не стесняясь, утирает слезы, глядя на страшные подробности жизни военного времени. Зрители становятся свидетелями самых драматических моментов и следуют за героями спектакля через множество лишений и испытаний. Погружаются в мир блокадников, ощущают себя непосредственными участниками трагической истории.

Кто бы мог подумать, что такие обыденные для нас и простые вещи, как заготовки на зиму, покупка продуктов впрок были непопулярны в многомиллионном городе Ленинграде начала 40-х годов XX века. Как будут грезить о стограммовом кусочке сыра полуживые голодные жители огромного города! Но это в начале блокады. А потом… Стремительно уменьшаются дневные нормы выдаваемого на человека хлеба. Сыр уходит в область сказочных грез, а мечтается о крошечном куске хлеба из опилок, жмыха и пищевой целлюлозы. А какой великой ценностью становятся продуктовые карточки! Без них даже дневная норма хлеба не выдавалась никому, потеря хлебной карточки означала верную смерть.

Девочки_фото_Людмилы_Ковалевой_21691.jpg

Авторскую инсценировку для постановки создала режиссер Дарья Догадова по рассказу Юрия Яковлева, который стал основой спектакля, а также по историческим материалам и воспоминаниям участников событий. Рассказ Яковлева — это единственное художественное произведение, которое, помимо стихов, звучит в спектакле. Все остальные тексты — мемуарные, в том числе и письма.

На показах спектакля традиционно много молодых зрителей: некоторые приходили целым классом, а кто-то приходит с родителями. Спектакль идет всего один час, но с первых же минут в зале не остается ни одного безразличного лица. Настолько магически действует энергетика актеров, камерное пространство малой сцены и жуткие подробности событий военного времени. Дети блокадного Ленинграда учились и взрослели под звуки воздушной тревоги и разрывов бомб, в условиях постоянного холода и голода.

фото_Людмилы_Ковалевой_21694.jpg

— Очень пронзительный спектакль! — делится впечатлениями зритель Елена. — Если бы я была в одиночестве, то рыдала бы все время. Свои проблемы после этого спектакля кажутся настолько мелкими. Как выживали люди, дети? Не знаю. Очень нужный спектакль. Моя дочь тоже прониклась атмосферой, смотрела со слезами на глазах. Актеры молодцы, спасибо им.

Дарья-Догатова-фото_Людмилы_Ковалевой_7988.jpgМы поговорили с Дарьей Догадовой о спектакле «Девочки с Васильевского острова». Режиссер продолжает этим спектаклем исследование человеческой природы. Постановка помогает понять глобальные события и всемирную катастрофу через судьбу каждого отдельного человека.

— Скажите, Дарья, как вы работали над созданием инсценировки? К каким материалам обращались?


Девочки_фото_Людмилы_Ковалевой_21699.jpg

— Перед тем как начать работу над инсценировкой, я долго изучала материалы, художественные и исторические. Но больше всего меня интересовали личные документы. Дневники, письма, любые записи, оставленные блокадниками и их родственниками. Такие записи — свидетельства эпохи, носители памяти о близких людях, переживших те трагические времена.

— Но почему вас заинтересовала эта тема?

— В первую очередь потому, что театр исследует человека, его частную историю, его чувства и память, а не статистику и даты. Военное время, блокада города обнажили многие скрытые в мирной жизни моменты. Из личных историй семей военного времени складывается общая история социума и культурное наследие всей нации.

Девочки_фото_Людмилы_Ковалевой_21695.jpg

— Но и без каких-то статистических данных сложно создать подобный спектакль-исследование?

— Да, в исторической статистике может скрываться полезная для автора спектакля информация. Например, одним из самых значимых для меня фактов стало то, что блокадный Ленинград превратился практически в «женский» город. Мужская смертность была поразительно выше женской. Те мужчины, что не ушли на фронт, мальчишки и старики не выдерживали голод и чудовищные условия суровых ленинградских зим. А женщины и девочки держались.

— Наверное, эта страшная статистика и подарила название спектаклю?

— Название «Девочки с Васильевского острова» показалось мне наиболее точно отражающим суть спектакля. С этим связано и актерское распределение. У нас в спектакле участвуют восемь актрис и только один мужчина, актер Михаил Гребень.

фото_Людмилы_Ковалевой_21700.jpg

Невозможно представить постановку о блокадном Ленинграде без всемирно известных дневников Тани Савичевой. Финал спектакля — это она, Таня: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

«Девочки с Васильевского острова», драма о детях, переживших 900-дневную блокаду Ленинграда 12+
20-летие Министерства культуры Челябинской областиМинистерство культуры Челябинской областиКультура и искусство Южного УралаМобильное приложение «Культура и искусство Южного Урала"Сайт «Про.Культура.РФ»Челябинское отделение Союза театральных деятелей РФ