Войти
Челябинск, пл.Революции, 6 Касса: 8 (351) 216-43-43
Поддержать театр

История театра

Датой официНародный дом 1921 годального открытия театра принято считать 9 декабря 1921 года. В этот день на сцене Челябинского Народного дома был представлен спектакль по драме В. Немировича-Данченко «Цена жизни» в исполнении профессиональной труппы известного провинциального режиссера П.И. Васильева. В том же 1921 году театру было присвоено имя С.М. Цвиллинга. С этого времени театральная жизнь в Народном доме не прекращалась.

На фото Народный дом, 1921 год

В 20-ые годы  драматический коллектив при Народном доме не имел постоянных актеров, средства на декорации и костюмы добывал за счет продажи билетов, т.е. находился на самоокупаемости. Некоторое время на его сцене играла молодая писательница Лидия Сейфуллина. В 1928 году публике был представлен спектакль по её повести «Виринея». Ставились на челябинской сцене и другие спектакли, в том числе советских драматургов – Б. Лавренева, А. Афиногенова, В. Шкваркина... Государственное финансирование началось только в 30-х годах.

В 1935 году в Челябинске с большим успехом прошли гастроли московского академического Малого театра. Руководство области обратилось к старейшему актеру театра – заслуженному артисту РСФСР Сергею Аркадьевичу Головину с предложением возглавить местный театр и поднять его профессиональный  уровень. Головин ответил согласием и в течении двух сезонов: 1936-1937 и  1937-1938 г.г. работал в Челябинске. С постановки  бессмертного «Ревизора» Н. Гоголя  начинается новый творческий этап в жизни челябинского театра драмы. С этого времени в театре складывается постоянная труппа, основу которой составили талантливые артисты: С.П. Вадова, П.А. Гарянов, Е.В. Кириллов, А.С. Лескова, М.В. Кочубей, А.Я. Мазуров, И.Е.Прейс, И.Е. Рагозин, С.В. Светлов. Лучшими спектаклями довоенного времени были «Чайка» А. Чехова, «Бесприданница» А. Островского в постановке М. Гершта (главный режиссер театра с 1938 по 1942 годы), «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, поставленный Г. Дрознесом.

В 1937 году Софье Петровне Вадовой, первой актрисе в Челябинске, было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».

Спектакль «Надежда Дурова» В главной роли – Маргарита Горбатова. 1942 годВ 1941 году на десять месяцев челябинские актеры уступили свою сцену эвакуированному на Урал Малому театру, а сами работали в Шадринске. Вернувшись в родной город, показывали зрителям спектакли героико-патриотической тематики: «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» и «Так и будет» К. Симонова, «Надежда Дурова» К. Ликсперова и А. Кочетова.

С 1942 по 1944 годы театр возглавлял Э.Б. Краснянский, его лучшей постановкой стал спектакль «Три сестры» А. Чехова, отмеченный на Всероссийском смотре русской классики 1944 года.

На фото фрагмент спектакля «Надежда Дурова», в главной роли Маргарита Горбатова, 1942 год

В 1945 году Челябинский областной драматический театр становится Государственным республиканского подчинения. В это время театр возглавляет заслуженный деятель искусств РСФСР Д.М. Манский (1944-1949 годы). Его этапными спектаклями стали «Поединок» братьев Тур, Л. Шейнина, «Офицер флота» А. Крона, «Русский вопрос» К. Симонова, инсценировка романа А. Толстого «Хождение по мукам».

С 1949 по 1956 годы театром руководит заслуженный деятель искусств РСФСР Н.А. Медведев. 50-е годы – новый творческий взлет театра. В 1951 году спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева удостоен Сталинской (Государственной) премии. Ее лауреаты: режиссер Н. Медведев, художник Д. Лидер, исполнители главных ролей Е. Агеев, И. Баратова, А. Лескова, В. Южанов.    

В 1950 год театр впервые выехал на большие гастроли в Ленинград. Это был первый и особо ответственный творческий отчет, который театр провел на высоком профессиональном уровне. В 1951 году успешно прошли гастроли в Куйбышеве (Самара), в 1952 году вновь и с триумфом  Ленинград. К лучшим спектаклям этих лет, которые входили и в гастрольную афишу, относятся «Анна Каренина» Л. Толстого (1950), «Закон Ликурга» Н. Базиловского (1951), «Флаг адмирала» А. Штейна (1952), «Бешеные деньги» А. Островского (1953), «Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова, «Сиреневый сад» Ц. Солодаря (1954), «Вишневый сад» А. Чехова (1956), «Фабричная девчонка» А. Володина, «Достигаев и другие» М. Горького (1957).

"Клоп" В. Маяковский 1956 год, Присыпкин - нар. арт. СССР П.И. КулешовНастоящей легендой театра стал «Клоп» В. Маяковского, поставленный новым главным режиссером, заслуженным деятелем искусств РСФСР и СОАССР Е.Г. Марковой. Здесь особенно ярко проявился комедийный талант замечательного артиста – Петра Кулешова, будущего народного артиста РСФСР. Спектакль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля театров, был записан и показан по Центральному телевидению в 1958 году. Не сходил со сцены 15 лет. Сыграно 230 спектаклей. 

На фото фрагмент спектакля «Клоп» В. Маяковского, в роли Присыпкина народный артист СССР Петр Кулешов, 1956 год

В 60-е годы театр пополнился молодыми талантливыми актерами: это Л. Аринина, Н. Артуновская, О. Климова, Г. Стегачева, Е.Байковский, В. Чермянинов, В. Чечеткин. Интересно работали режиссеры – заслуженный деятель искусств РСФСР А.А. Добротин запомнился постановками «Третьей патетической» Н. Погодина, «Чайкой» А. Чехова, «Иркутской историей» А. Арбузова, Н.А. Мокин – «Властью тьмы» Л. Толстого, спектакли М.С. Лотарева «Царь Юрий» В. Соловьева, «Дело Артамоновых» М. Горького, «Конармия» Ю. Добронравова, В. Шалевича и М. Воронцова отмечены Дипломами Всесоюзных смотров.

Лучшим спектаклем начала 70-х годов можно считать «Село Степанчивоко и его обитатели» Ф. Достоевского в постановке В.Н. Панова, где роль Фомы Опискина прекрасно играли П.И. Кулешов и В.И. Милосердов, будущий народный артист России.

С 9 августа 1973 по 1 августа 2003 театр возглавлял Наум Юрьевич Орлов, народный артист России. В течении 30 лет театр под его творческим руководством дарил своим зрителям радость общения с героями классического и современного репертуара. Орлов создавал театр серьезный, эпический, внимательный к человеку, к его судьбе, к его внутреннему миру, философично глубокий и психологически тонкий и одновременно яркий и зрелищный. Орлов осваивал новые стили и жанры. Сумел собрать сильную труппу. Многие его спектакли отмечены на Всероссийских смотрах. «Русские люди» К. Симонова, «Любовь Яровая» К. Тренева (Золотая медаль им. н.а. СССР А.Д. Попова), «Протокол одного заседания» А. Гельмана, «Егор Булычов», «Фальшивая монета» (Лауреат Всероссийского фестиваля по произведениям М. Горького) и «Последние» М. Горького, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» А. Чехова, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Анфиса» Л. Андреева, «Антихрист» Д. Мережковского, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Король Лир» В. Шекспира составили славу Челябинской драмы и навсегда вошли в историю театра.

В 1982 году театр перешел в новое, специально построенное здание по проекту челябинских архитекторов Б. Баранова, В. Глазырина, Д. Олтаржевского, Ю. Перчаткина, А. Рудика, Н. Семейкина, А. Слонимского.

Гастроли в Москве 1978 год. Встреча с Константином Симоновым (в центре)В 1986 году театру присвоено почетное звание «Академический».

На фото встреча с Константином Симоновым (в центре), гастроли в Москве, 1978 год

В 1993 году театр выезжает на гастроли в Германию со спектаклями «Самоубийца» Н. Эрдмана и «Антихрист» Д. Мережковского в постановке Н. Орлова и получает высокие оценки немецкой театральной критики. Народный артист России Александр Мезенцев за исполнение ролей Подсекальникова и царевича Алексея получает премию имени Горданы Косанович – одну из престижных театральных наград Европы, став первым русским артистом – лауреатом такой премии.

В 1996 году театр принял участие в международном Чеховском фестивале в Москве, показав спектакль «Безотцовщина» и во Всероссийском фестивале «Русская классика» в Орле, посвященном Л. Андрееву со спектаклем «Анфиса». За оба спектакля в постановке Н. Орлова театр награжден Почетными Дипломами.

В 1999 году театр стал лауреатом Всероссийской премии «Окно в Россию» по номинации «Театр года» за спектакли «Женитьба Белугина» А. Островского и «…Чума на оба ваши дома!» Г. Горина в постановке Н. Орлова.

В 2001 году на Всероссийском фестивале им. Ф. Волкова художественный руководитель театра Наум Юрьевич Орлов за постановку спектакля «…Чума на оба ваши дома!» Г. Горина удостоен премии им. Ф. Волкова Правительства Российской Федерации.   

1 августа 2003 года Наум Юрьевич Орлов ушел из жизни. И 11 августа 2003 года Постановлением Губернатора Челябинской области П.И. Сумина театру присвоено имя Наума Орлова. 

С 14 декабря 2004 по 16 января 2008 года театр возглавлял художественный руководитель Гурфинкель Владимир Львович. Репертуар театра пополнился новыми творчески-интересными спектаклями, которые получили престижные призы и награды: спектакль «Чужой ребенок» В. Шкваркина в постановке В. Гурфинкеля  удостоен Гран-при областного фестиваля-конкурса «Сцена 2004». Награды победителям в номинациях: «Лучшая женская роль» – В. Ивина за роль Мани, «Лучшая мужская роль» – заслуженный артист России Н. Ларионов за роль Караулова, «Лучший дуэт» – Т. Власова в роли Раи и С. Жаров в роли Якова, приз зрительских симпатий получила Т. Вяткина за роль Зины.

На  фестивале «Сцена 2005» театр вышел победителем в следующих номинациях:
«Лучший спектакль сезона» – «Поминальная молитва» Г.Горина
«Лучшая режиссерская работа» – В. Гурфинкель
«Лучшая работа художника» – И. Ярутис
«Лучшая музыка в драматическом спектакле» – Л. Иновлоцкий
«Лучшая работа балетмейстера» – Г.Абайдулов
«Лучшая мужская роль» – роль Тевье в спектакле «Поминальная молитва» в исполнении народного артиста России Е. Поплавского
«Лучшая роль второго плана» – роль Лейзера-Волфа в спектакле «Поминальная молитва» в исполнении народного артиста России Л. Варфоломеева

«Сцена 2006» отметила спектакль «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей» М. Такамацу по трем номинациям:
«Лучшая режиссерская работа» – В. Гурфинкель
«Лучшая работа художника» – И. Ярутис
«Лучшая роль второго плана» – роль О-Сан в исполнении Е. Зенцовой 

В 2006 году театр принял участие в Пятом Международном фестивале «Золотой Конек», на котором художник Ирэна Ярутис получила Диплом в номинации «Лучшая сценография» за спектакль «Оскар и Розовая Дама» Э.Э. Шмита.

В 2006 году театр торжественно и празднично отметил свое 85-летие. В юбилейный год коллектив театра представил зрителям пять премьер.

В 2007 году состоялась премьера пьесы Ж.Л. Лагарса «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел». Это первая постановка пьесы известного французского драматурга не только в России, но и на мировой сцене, осуществленная ученицей Лагарса Кристин Жоли, возглавившую постановочную группу из Франции.

С этим спектаклем театр выезжал в Екатеринбург на семинар современной французской драматургии, проводимый Альянс Франсез и в Москву на фестиваль «Новая драма» (2008 год).

В 2010 году театр возглавил литовский режиссер Линас-Мариус Зайкаускас, с 2012 по 2014 годы театром руководила Марина Витальевна Глуховская, в 2017 году главным режиссером театра становится народный артист России Александр Маркович Зыков.

За последнее десятилетие театром выпущено более шестидесяти спектаклей. На постановки приглашаются, как известные мастера сцены, так и совсем еще молодые, но не менее талантливые режиссеры. В числе именитых: народный артист России, лауреат российских и международных премий Андрей Житинкин, заслуженный деятель искусств России А. Кац, итальянский режиссер Паоло Эмилио Ланди, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Санкт-Петербургского «Нашего театра» Лев Стукалов, народный артист России Александр Зыков (ныне являющийся главным режиссером театра), заслуженный деятель искусств Вячеслав Кокорин, главный режиссер Омского театра драмы Георгий Цхвирава, российский режиссёр театра и кино, актёр, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Астрахан и многие другие. Театр активно участвует в театральных фестивалях, многие работы отмечены наградами.

С 2014 года Челябинский театр драмы имени Наума Орлова успешно сотрудничает с Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности. В рамках проекта «Большие гастроли» челябинская драма принимала такие театры, как Московский театр «У Никитских ворот» (2014 год), Московский драматический театр им. М.Н.Ермоловой (2016 год), Национальный академический драматический театр имени М.Горького, г.Минск (2016 год), Московский драматический театр имени А.С.Пушкина (2017 год), Тбилисский государственный академический русский драматический театр имени А.С.Грибоедова (2017 год), Российский академический молодежный театр (2018 год), Государственный русский драматический театр им. А.П. Чехова из г.Кишинев (2018 год). В феврале 2019 года на сцене театра планируются гастроли Курганского государственного театра драмы.

В ноябре 2017 года состоялись первые обменные гастроли между драматическими театрами Челябинска и Абакана. Челябинский государственный академический театр драмы им. Н.Орлова обменялся сценами с Русским республиканским драматическим театром имени М.Ю.Лермонтова. В октябре 2018 года состоялись очередные обменные гастроли между Челябинском и Барнаулом. Челябинская драма обменялась сценами с Алтайским краевым театром драмы имени В.М. Шукшина.

В 2017 году по итогам Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» спектакли «Шинель» и «Убийца», поставленные молодыми режиссерами Денисом Хуснияровым и Данилой Чащиным, были включены экспертным советом фестиваля в лонг-лист наиболее заметных российских спектаклей сезона 2016-2017.

Одной из форм творческой деятельности театра являетя проведение различных тематических лабораторий, в рамках которых, в свою очередь, проводятся творческие встречи с режиссерами, актерами и драматургами, показы эскизов спектаклей, читки новейших пьес, мастер-классы, а также семинары, посвященные проблемам новой драмы и современной режиссуры.

Так в последние годы в стенах театра состоялась режиссерская лаборатория «Драма в городе Ч», руководителем которой выступил Олег Лоевский – известный театральный критик, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», член экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». Еще одним ярким и значимым событием в лабораторной деятельности театра стал форум «Сцена: связь времен. Русский репертуарный театр начала XXI века: традиции и новации». В июне 2018 года в театре прошел Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена», организованный Союзом театральных деятелей России.

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова и в наши дни сохраняет традиции русского репертуарного театра, оставляя место творческому поиску и новым открытиям.