Войти и купить билет
Челябинск, пл.Революции, 6 Касса: 8 (351) 216-43-43
Поддержать театр

Театральный этикет

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут дополнить свой деловой костюм праздничными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам — классический костюм.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Опаздывать в театр неприлично.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь.

Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Не принято носить номерок от гардероба на пальце, как кольцо.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Едят и пьют только в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программку. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программка, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

Нужно занимать свои места не позднее третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края.

Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам.

Сиденье кресла следует опускать бесшумно, а вставая, не ударять его о спинку кресла.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним — женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины — по краям.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним — женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

Если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, — кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения; во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты — предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места.

Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к билетеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают.

Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать.

Если кто-то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать — не стоит.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво.

Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере.

В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении спектакля отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта.

Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться.

Награда актерам — аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится — не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами.

Если спектакль понравился — восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера — преподнести цветы по окончании спектакля.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб.

Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Молодой человек, встретив в театре знакомую девушку, должен предложить проводить ее, если за ней после спектакля никто не пришел. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.

По материалам М.Б.Кановской «Этикет»