Войти и купить билет

Сказка для взрослых

«Экран и сцена». Газета о театре и кино 19 мая 2023 - автор Илья Губин

Постоянная ссылка: https://screenstage.ru/?p=18767
Спектакль: Андреева ночь
Артисты: Александр Бауэр, Екатерина Зенцова, Михаил Зузнев, Константин Иванов, Сергей Исмаилов, Сергей Карпов, Кирилл Корнев, Станислав Масехнович, Алла Несова, Ольга Побродилина, Анастасия Пузырёва, Дарья Сысоева

Фото Т.ЖУРАВЛЕВОЙ

Фото Т.ЖУРАВЛЕВОЙ

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова, недавно объявивший о масштабном ремонте большой сцены, зрительного зала и фойе, тем не менее продолжает не только прокат имеющегося репертуара, но и работу по выпуску новых спектаклей. По понятным причинам упор сделан на малую форму. Недавняя премьера “Андреева ночь” – из числа постановок времени перемен, именно так именуют в театре период ремонтов.

“Андреева ночь” – название, придуманное в театре для спектакля по тексту Романа Михайлова “Героин приносили по пятницам”. Широкой публике творчество писателя стало известно благодаря спектаклю Андрея Могучего “Сказка про последнего ангела” на сцене Театра Наций. В числе произведений, положенных в основу той работы, был и рассказ “Героин приносили по пятницам”. За спектаклем Театра Наций последовали постановки на сценах БДТ, РАМТа, “Мастерской П.Н.Фоменко” и других театров. Челябинская версия – одно из первых обращений к творчеству Михайлова театров за пределами российских столиц. Инсценировку рассказа специально для театра имени Наума Орлова написали Светлана Гиршон и Сергей Карпов.

В тексте первоисточника ощутимо влияние Саши Соколова, в особенности его “Школы для дураков”. Можно даже провести параллели между героями. Там был географ Норвегов, здесь – потомственный священник Леусь, образ директора школы для дураков Николая Горимировича Перилло перекликается с личностью врача психиатрической больницы, в обоих случаях имеется совершенно особенная возлюбленная, но главное – герой с открытой душой и психологической травмой. В творчестве Романа Михайлова прослеживаются несколько основополагающих тем: уход от реального мира, общение живых и мертвых, а также безумие как способ изменить реальность. Все они проступают и в тексте рассказа, и в ткани спектакля режиссера Сергея Карпова.

Жанр постановки обозначен как сказка для взрослых с романтической историей и счастливым финалом – действительно, история, придуманная Романом Михайловым, во многом следует схеме, описанной Владимиром Проппом в знаменитой работе “Морфология волшебной сказки”. Сергей Карпов придумывает для спектакля сложную театральную форму, в которой артистам приходится существовать на грани между психологическим театром и клоунадой. Герои выходят шаржированными, почти карикатурными, однако именно

эксцентричное актерское существование наполняет историю правдой жизни и позволяет увидеть многообразие мира и инаковость героев, не соответствующих представлению большинства о нормальности.

Спектакль играется в аскетичной сценографии Яны Гловацкой состоящей из больничных кроватей с панцирной сеткой, которые, трансформируясь, становятся окнами, дверьми, диванами. Доминанта декорации – стена из четырех поворотных секций: одна из сторон выкрашена в белый, другая – в черный цвет. На стену проецируются карандашные рисунки-воспоминания главного героя. По сути весь спектакль – это взгляд на мир глазами главного героя Андрея (Кирилл Корнев создает точный образ человека с внутренним надломом), его кукла-копия весь спектакль сидит на табурете на авансцене. Запоминаются едва ли не каждый исполнитель и образ: Сергей Исмаилов – Черный с его волчьими повадками и собачьей органикой; предельно обаятельный и максимально органичный Александр Бауэр в роли Игната; Екатерина Зенцова, которой удается быть включенной в ситуацию каждую секунду сценического времени, невзирая на отсутствие у героини текста; Алла Несова – экспрессивная и любвеобильная медсестра и водитель попутки; Дарья Сысоева – хрупкая и наивная Оксана; Михаил Зузнев – напористый Леусь.

“Андреева ночь” поставлена в жанре сказки, где зло, в лице таинственного человека, приносящего героин по пятницам, оказывается повержено, а торжество добра выглядит как любовная идиллия и долгая счастливая жизнь. Спектакль, сыгранный отличным актерским ансамблем, становится неожиданным для сегодняшнего дня месседжем о важности веры в сказку, о надежде на неминуемую победу добра.

20-летие Министерства культуры Челябинской областиМинистерство культуры Челябинской областиКультура и искусство Южного УралаМобильное приложение «Культура и искусство Южного Урала"Сайт «Про.Культура.РФ»Челябинское отделение Союза театральных деятелей РФ