ВНИМАНИЕ! Спектакль идет на башкирском языке, осуществляется синхронный перевод текста на русский язык.
…Зима 1930 года. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, башкиры, татары, грузины, немцы, чуваши – все они встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая своё право на жизнь…
Гузель Яхина, автор романа: «С Айратом (режиссером спектакля) … мы совпали в главных вещах, в понимании сути романа. Айрат сразу предложил делать не национальную, а общечеловеческую историю. Именно так и был задуман роман: как национальная история, которая перерастает в просто человеческую – без привязки к конкретной религии, идеологии, национальности. В общении с Айратом для меня было важно не помешать ему. По-моему, лучшее, что может сделать автор в подобном случае – просто отойти, не нависать над режиссером, не пытаться диктовать свое видение. Только так роман может родиться второй раз – уже как спектакль».
Кристина Матвиенко, театральный критик (г. Москва): «Этот спектакль был одним из самых сильных моих впечатлений на “Золотой маске”. Мощное и при этом поэтичное повествование захватывает с первой же минуты. Ты оказываешься в плену очень сильной истории с острой темой, которая звучит так пронзительно, что переживаешь ее как личную драму».
Из отзывов зрителей: «Это потрясающий спектакль! Спектакль, который попадает прямо в сердце. Актеры ведут зрителя и держат в напряжении от начала до конца спектакля. Тот случай, когда сдерживаешь предательски сползающие по щекам слезы; тот случай, когда аплодируешь стоя актерам и режиссеру не из вежливой учтивости, а потому что они этого достойны, потому что не хочется отпускать со сцены тех, кто заставил тебя переживать и проживать целую жизнь, трагичные судьбы других людей, всего народа. Глубокий драматизм, яркость образов, художественное и режиссерское решение - все в спектакле великолепно. Низкий поклон режиссеру-постановщику Айрату Абушахманову и его команде!»
Спектакль является номинантом Всероссийской национальной театральной премии-фестиваля «Золотая маска» в номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучший режиссер» (Айрат Абушахманов), «Лучшая женская роль» (Римма Кагарманова), «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам» (Альберт Нестеров), «Лучшая работа художника по свету» (Ильшат Саяхов). Обладатель Первой спецпремии жюри драматического театра и театра кукол «Золотой маски» – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (2019 год).